Роберт Роберт Бош, одиннадцатый ребёнок в семье из двенадцати, родился в 1861
году в городке Альмек, близ Ульма. Его отец, Сервациус Бош, был
зажиточным крестьянином и считался очень образованным и начитанным
человеком для своей социальной среды. Он владел собственной гостиницей и
пивоварней, а также располагал отдельным участком земли, за проезд по
которому собирал пошлину. Он мечтал о том, что сын станет священником,
аптекарем или учителем. Но тот всегда обожал мастерить. Не случайно,
основанная им впоследствии компания получила название «Мастерская точной механики».
Роберт
Бош был не только вдохновителем и основателем знаменитого предприятия,
но и одним из пионеров индустриального развития. Его требовательность к
качеству изобретений и продукции фирмы всегда имела целью удовлетворение
повседневных нужд и потребностей людей. Всю свою долгую жизнь
(1861-1942) Бош исповедовал главенство практики над теорией. Назвав
компанию своим именем, Роберт Бош воплотил в ней созданные им ценности,
актуальные и в настоящее время. Девизом своей фирмы он сделал слова: «Лучше потерять деньги, чем доверие».
Весной
1869 года семья Бош переехала в Ульм. С 1869 по 1876 годы Роберт Бош
обучался в Ульмской школе, а затем устроился работать помощником
мастера. С 1 октября 1881 по 1 октября 1882 года он проходил
добровольную военную службу в 13-м инженерном батальоне, которую окончил
в статусе унтер-офицера и офицер-аспиранта. В 1894 году Бош посещал
лекции в Высшей технической школе Штутгарта.
15 ноября 1886 года
Бош открыл в Штутгарте собственную фирму, получившую название
«Мастерская точной механики и электротехники» (нем. Werkstätte für
Feinmechanik und Elektrotechnik). В первые годы после открытия
собственного дела ему приходилось нелегко, так как львиная доля прибыли
уходила на закупку нового оборудования. В это время Бош занимался в
основном производством электрического оборудования, но также иногда
вынужден был браться и за непрофильные заказы. К своим клиентам он ездил
на велосипеде и приучал к этому своих сотрудников. Подобное его
поведение вызывало немалое любопытство у жителей Штутгарта, поскольку в
то время подобный способ передвижения был весьма необычен. История компании Bosch
Компания
BOSCH начала свое существование в 1886 году в немецком городе Штутгарте после
открытия Робертом Бошем «Мастерской точной механики и электротехники». Роберт
Бош родился в 1861 г. в Альбеке, в семье зажиточного крестьянина. Повзрослев,
Бош стал известным инженером-электриком и, как оказалось позже, одним из
лидеров промышленной революции. Вопросы качества продукции всегда были для него
основными. Девизом компании стала фраза: «лучше потерять деньги, чем доверие
клиентов». Кроме того, одним из основных вопросов, решаемых Робертом Бошем, был
вопрос здоровья и трудоспособности его штатных рабочих. В 1906 году был введен
восьмичасовой рабочий день, а в 1910 — сокращенный день в субботу. После
провозглашения девизов «Продавать лучшее из лучшего» и «Удовольствие ваших
партнёров по бизнесу намного важнее минутной выгоды» Бош стал очень уважаемым
человеком в деловом кругу. Бош верил в то, что бизнес должен складываться на
взаимном доверии партнеров и производстве качественного товара. Он представлял
свою компанию как живое существо, которое должно было создать пути развития для
общих интересов.
Роберт Бош начинал свое дело с небольшой мастерской. Однако в
1901 году Бош вместе с сотрудниками переезжает в новое, более просторное
здание, расширяет штат лучшими механиками и закупает новое оборудование. К
началу Первой мировой войны Бош стал одним из самых удачливых предпринимателей.
Большой успех компании принесли бытовые электроприборы.
В 1933 был представлен первый холодильник фирмы BOSCH. Это был круглый
«холодильный барабан» на ножках массой 80 кг и емкостью 60 литров. Позднее
появились холодильники «нового поколения». Они позволяли сохранять продукты
свежими в два раза дольше. В 1989 году был налажен серийный выпуск
холодильников. Сейчас очень многие производители холодильников возвращаются к
«барабанной» форме. Оказалось, что потеря энергии с площади цилиндра ниже, чем
с прямоугольной поверхности.
В 30-х BOSCH занялся выпуском профессиональных инструментов. При
этом в 1932 компания выпустила первый в мире электроперфоратор, в 1946 — первый
в мире электролобзик. Кроме того, в 1984 компанией был создан первый в мире
аккумуляторный перфоратор.
В 50-е BOSCH становится одним из крупнейших производителей бытовой
техники. В 1950 была создана первая кухонная плита BOSCH — аналог тех, которыми
мы пользуемся сейчас. В 1957 — морозильная камера, в 1958 — стиральная машина,
а в 1965 — посудомоечная машина.
В 1967 году отделение Robert Bosch GmbH и Siemens AG объединились
в одну компанию — BSH Bosch und Siemens Hausgeraete GmbH.
Также компания BOSCH добилась признания в области автомобильной
индустрии. А после создания отделения BOSCH Telecom началось производство
телефонных аппаратов, но и здесь компания следует своим традициям создания
качественного товара.
BOSCH сегодня
Залогом безупречности компании является стиль, удобство и простота в
использовании техники. Стиральные машины, совмещенные с сушильными аппаратами,
которые автоматически устанавливают время работы и скорость отжима, домашние
массажеры и грелки, встраиваемая бытовая техника, плиты и пылесосы — все это
создано исключительно для максимального комфорта потребителей.
Особое внимание следует уделить современным холодильникам BOSCH.
Компания разработала новую систему Antibacterial, которая препятствует
размножению микроорганизмов. Теперь продукты дольше остаются свежими, сохраняют
витамины, а бактерии теряют возможность распространяться внутри холодильника.
Компания BOSCH до сих пор остается одним из лидеров продаж холодильников на
российском рынке.
Ежегодно, начиная с 2001 года, во всех европейских странах
журналом Readers’ Digest проводятся исследования, целью которых является
выявление торговых марок, пользующихся у потребителей наибольшим успехом и
уважением. Журналом учитывается мнение каждого отдельного респондента, но
совокупность предпочтений определяет лидера в целом по стране. В номинации
«марка доверия 2006» в категории «бытовая техника» шестой раз компания BOSCH
занимает первое место. Нелегко в условиях современной рыночной конкуренции
занять лидирующие позиции, но еще труднее удержать их на протяжении долгого
времени. Компания не забывает о своих покупателях и продолжает подтверждать
качество своих товаров. Внимание акцентируется на доверии покупателей, а также
на бережном отношении к природе. В связи с этим BOSCH ежегодно тратит 100 млн.
евро на защиту окружающей среды.
С самого начала своей работы Роберт Бош считал, что данные и
исполненные им обещания и вера потребителей в качество его товаров являются
более важным фактором, чем одномоментная выгода. Основанная им компания следует
этому принципу и по сей день.
Достижения компании Bosch
Компании принадлежит значительное число инноваций в области производства оборудования для автомобилей:
1897 г. — устройство зажигания от магнето для автомобильных двигателей
В 2000—2001 годах компания ушла с телекоммуникационного рынка, выделив подразделение корпоративной телефонии
в отдельную компанию, ставшую называться Tenovis, которую приобрел
институциональный инвестор — компания Kohlberg Kravis Roberts, а также
продав подразделение по выпуску мобильных телефонов фирме Siemens AG.
Слияния и поглощения
В 2008 году Bosch за 1 млрд евро приобрёл немецкого производителя солнечных батарей Ersol.
В декабре 2008 года Blaupunkt GmbH, компания по производству аудиотехники, более 70 лет входившая в состав группы Bosch, была продана компании Aurelius AG
Собственники и руководство
93 % компании принадлежит благотворительному фонду Robert Bosch Stiftung, 7 % — семье Бош
Председатель совета директоров — Франц Ференбах (Franz Fehrenbach).
Деятельность
Robert Bosch GmbH насчитывает около 280 дочерних компаний и свыше 13
000 сервисных центров более чем в 140 странах. Среди дочерних компаний —
BBT Thermotechnik GmbH (выпускает термотехнику под торговыми марками Bosch, Junkers). Общее число предприятий по всему миру — 290.
Объём продаж компании в 2006 финансовом году составил 43,7 млрд евро, в 2007 финансовом году — 46,1 млрд евро.
Деятельность в России и СНГ
В 2007 года у группы Bosch на территории России, Украины и Белоруссии продолжился рост доходов: ее консолидированный оборот в этих странах, а также в Казахстане в 2007 году увеличился на 24 % и достиг 678 млн евро.
В 2007 году консолидированный оборот компании Bosch в России составил
591 млн евро (рост 26 % в сравнении с 2006 годом). Неконсолидированный
оборот достиг 619 млн евро.
В августе 2007 года Bosch стала первой иностранной компанией, которая
начала производить свои электроинструменты в России (город ЭнгельсСаратовской области). В России производят дрель GSB 13 RE, лобзик GST 75 BE и УШМ GWS 20-230 H.